Стремительный прогресс искусственного интеллекта заставляет задуматься о том, как трансформируются технологии и методы анализа и поддержки принятия решений. Такое видение необходимо всем, кто занимается развитием и применением практик управления данными в организациях, чтобы понимать, в какие из них имеет смысл инвестировать. Сохранятся ли привычные инструменты, или они будут полностью заменены новыми технологиями? Какое место будет занимать человек в этих процессах?
Встречаются утверждения о том, что совсем скоро алгоритмы AI будут справляться с большинством аналитических задач лучше людей, что оставит без работы множество аналитиков. Действительно, машина способна очень быстро "охватить" гораздо больший объем информации, чем человек, принять во внимание множество факторов и выдать результат, который вероятнее всего окажется правильным. Появление ChatGPT и других подобных инструментов произвело впечатление революции за счет того, что машина получила возможность общаться с человеком на обычном языке: исчезновение прослойки между алгоритмом и лицом, принимающим решения, заставило говорить о ненужности тех самых аналитиков и программистов, которые сейчас являются "интерфейсом" между руководителями бизнеса и средой обработки данных.
Способен ли на самом деле алгоритм AI превзойти или заменить человека? Этот вопрос можно разделить на два: возможно ли такое технически, и принесет ли это действительную пользу людям, организациям и обществу.
С технической точки зрения технологии AI позволяют автоматизировать часть задач по анализу данных, которые раньше были прерогативой человека. В нашей статье "Как применить LLM в бизнесе?" мы рассматриваем текущее состояние проникновения этих технологий в индустрию и приводим примеры конкретных успешных сценариев использования ИИ. Применение ИИ для автоматизации рутинных задач "просеивания" данных позволяет людям сосредоточиться на решении более высокоуровневых аналитических задач. ИИ является инструментом автоматизации некоторых видов труда, но не полной заменой работника.
Гипотетическая полная автоматизация процессов принятия решений в бизнесе не может принести пользу. Концепция "Устойчивого Развития" (Sustainable Growth) появилась как раз потому, что достижение количественно максимального результата – роста прибыли, объема выпуска продукции и т.д. – не гарантирует приближения к важным для человека целям. Решения в бизнесе, даже самом "капиталистическом", всегда принимаются с учетом человеческих ценностей. Очевидно, что мы не можем поручить AI принимать решения о том, что будет лучше или хуже с ценностной точки зрения: это всегда будет прерогативой самого человека. Попытка переложить бремя любых решений на ИИ несет множество рисков для общества и бизнеса. Мы предлагаем следующие основные принципы ответственного использования ИИ в бизнесе:
Инструменты ИИ работают с текстовой информацией (документами) и структурированными данными (БД). В бизнес-приложениях обрабатываются в первую очередь структурированные данные. Разрозненность и недостаточное качество этих данных является препятствием для эффективного использования технологий ИИ, поэтому необходимым предварительным условием для их внедрения является консолидация, валидация и обеспечение доступности всех операционных и аналитических данных. Эту задачу можно решать с помощью инструментов Корпоративного Графа Знаний (Enterprise Knowledge Graph), которые предлагает наша компания. Для очистки и нормализации данных, в свою очередь, могут применяться технологии ИИ.
Когда проблемы с данными решены, можно приступать к внедрению технологий искусственного интеллекта. Мы предлагаем инструменты автоматизации общения с клиентами и сотрудниками (чат-бот, корпоративная база знаний), самообслуживания клиентов, извлечения структурированных данных из текста, классификации и кластеризации данных, поиска противоречий и др. Такие решения позволяют повысить эффективность труда сотрудников, управляющих бизнес-процессами, где используются такие данные.
Таким образом, развитие корпоративных ИТ должно идти по пути подготовки качественных данных, создания инструментов их обработки с помощью ИИ, и трансформации бизнес-процессов с использованием этих технологий. Мы уверены, что всестороннее развитие практик управления данными с применением AI в качестве одного из инструментов принесет важные преимущества практически любому бизнесу. Обладая видением развития технологий, мы предлагаем нашим заказчикам использовать инструменты и практики работы с данными, которые останутся актуальными в среднесрочной перспективе.